Стремительно подходящий к концу 2013 год оказался не щедрым на впечатляющие сюрпризы от кинематографа и, невзирая на увеличивающиеся кассовые сборы и рекордные показатели отдельных студий «фабрики грез», подтвердил вначале казавшуюся спорной теорию Лукаса-Спилберга о надвигающимся упадке в современной системе проката. Рассмотрим самые кассовые фильмы 2013 года и некоторые провальные проекты студий.
Вне всяких сомнений, главным ньюсмейкером уходящего года стала студия Walt Disney и не по одной только причине, что детище Уолта Диснея справило 90-летие. Одновременно три ее кинопроекта попали в «топ» в числе десяти наиболее кассовых лент в мировом прокате. Речь идет о Железном человеке 3 (1,2 млрд. долларов), Торе 2: Царство тьмы (627 млн. долларов) и Университете Монстров (743 млн. долларов). Ко всему прочему, Железный человек 3 стал не только наиболее успешным среди фильмов в мировом прокате, но и завоевал тот же титул в домашнем прокате, став единственным, принесшим миллиарды своим создателям в 2013 году. Студия отличилась персональным рекордом в американском прокате: за год ее проекты заработали свыше 1,6 млрд. долларов в Северной Америке.
Walt Disney отличилась и самым громким провалом года, переоценив значение Джонни Деппа, в Одиноком рейнджере , став убыточным для студии, лишив ее двух сотен млн. долларов. Финансово несостоявшийся проект повлек за собой далеко идущие последствия, по крайней мере, по отношению к продюсеру Джерри Брукхаймеру, контракт с которым студия Уолта Диснея постановила не продлевать.
Не остались без внимания и новости об оптимизированных активах, приобретенных у Джорджа Лукаса, а также планы, касающиеся создания очередной трилогии Звездные войны . Под конец года поклонники прославленной фантастической саги были осведомлены о дате, на которую запланирована премьера 7-ого эпизода, подробностях баталий внутри компании по срокам выпуска и о некоторых нюансах кастинга.
В числе наиболее кассовых кинематографических проектов, появившихся в прокате в 2013 году, кроме уже перечисленных выше, в десятке лидеров оказались: Гадкий Я 2 (918,6 млн. долларов), Форсаж 6 (788 млн. долларов), Голодные игры 2: И вспыхнет пламя (771 млн. долларов), Человек из стали (662 млн. долларов), Гравитация (652 млн. долларов), Семейка Крудс (587 млн. долларов) и Война миров Z (540 млн. долларов). Заметим, что вторая часть Гадкого Я претендует на второго миллиардера неумолимо убывающего года, поскольку после долгих размышлений, в Китае мультфильму все-таки решили дать «зеленый свет» в национальном прокате.
У зрителей, как и прежде популярны малобюджетные хорроры, в очередной раз доказывающие самое работающее соотношение затрат и прибыли. Тут в лидеры вышли: Мама (бюджет 15 млн. долларов и сборы в 146 млн.), Астрал: Глава 2 (5 млн. затрат и 160 млн. долларов в подъеме), Судная ночь (3 млн. к 89 млн.) и, безусловно, Заклятие (20 млн. долларов бюджетных средств вылились в 316 собранных млн.).
Без перечисления абсолютных провалов, картина была бы не полной. Итак, Игре Эндера , киноверсия знаменитого литературного издания «подняла» в мировом прокате всего 90 млн. долларов, не оправдав вложенные 110 млн.
Оглушительное фиаско постигло ленту Джек - покоритель великанов , принесшую авторам сумму аналогичную той, что была затрачена на производство - 195 млн. долларов. В числе лузеров оказался и фильм, снятый по комиксам Призрачный патруль . Его кассовые сборы составили лишь 78 млн. долларов, даже не дойдя до планки в 130 млн., а именно такая сумма была вложена в его создание.
Ленте После нашей эры не помогло даже участие звездного Уилла Смита: фильм собрал 243 млн. долларов, даже не покрыв сумму, затраченную на производство.
Вложенные 150 млн. в экшн Штурм Белого дома , несмотря на шикарный видеоряд, в итоге принесли создателям картины только 205 млн.
Список венчает голливудский долгоиграющий проект 47 Ронинов , намеревавшийся соединить в себе Гладиатор с Властелином колец , взял настолько слабый старт в конце года, что побудил руководство студии Universal убедиться в невозможности возвращения большой части потраченных при производстве 175 млн. долларов.
Но непростительно было бы утверждать, что конкретно количество провальных проектов с крупным бюджетом является основной проблемой киноиндустрии Голливуда в 2013 году. Так как, невзирая на череду этих финансовых катастроф, в совокупности американские сборы к выходу в свет этой статьи, перевалили 10-ти миллиардный порог, и пошли на новый рекорд.
Намного большие опасения вызывают вовсе не провальные фильмы, а те, что стали успешными с коммерческого взгляда на проект.
Достойно выступившими с финансовой точки зрения и номинированным на престижные награды Гравитацией , Хоббитом: Нежданное путешествие , Человеком из стали , Элизиумом: Рай не на Земле , Озом: Великим и ужасным , Тихоокеанским рубежом , был оставлен не слишком четкий след после показа, вызваны смешанные чувства, осталось неприятное послевкусие. После их просмотра сложилось впечатление, что это дети, созданные по расчету, без каких либо чувств и эмоций.
И если эта тенденция сохранится в дальнейшем, то пессимистичное пророчество, данное в 2013 году Стивеном Спилбергом и Джорджом Лукасом, может свершиться в самое ближайшее время – в 2014 году.
|