Николай Чиндяйкин |
Биография - Актеры российских сериалов |
Николай Дмитриевич Чиндяйкин родился 8 марта 1947 году в селе Чёрное Уренского района Горьковской области. В 1959 году семья актёра переехала на Украину, в город Ворошиловск (Алчевск). Отсюда в 1964 году уезжает и поступает в Ростовское училище искусств. После окончания в 1968 году училища работал в Ростовском ТЮЗе и Омском театре драмы. Затем после окончания в 1987 году режиссёрского факультета ГИТИСа начинает работу режиссёром, актёром и педагогом в «Школе драматического искусства» Анатолия Васильева. С 1989 года начинает сниматься в кино и в телесериалах. В 1987 году был удостоен приза журнала «Театральная жизнь» за лучшую постановку сезона, а в 1997 году удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска». С 1996 года преподаёт в Российской академии театрального искусства. C 2008 года — актёр МХТ им. Чехова. Омский академический театр драмы (1973—1987) «Моя любовь на третьем курсе» (Пьеса Михаила Шатрова) «Ночи без звёзд» (пьеса Штейна) «Орфей спускается в ад» (Т. Уильямса) «Любовь под вязами» (пьеса Ю. О’Нила) «Двое на качелях» (пьеса У. Гибсона) «Бесприданница» (пьеса Н. Островского) «Наедине со всеми» (пьеса А. Гельмана) «Царская охота» (пьеса А. Зорина) «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова «Царь Борис» (пьеса А. Толстого) «Привидение» (пьеса Г. Ибсена) «Соленая Падь» (пьеса С. Залыгина) «Варлаам сын Захария» (пьеса Гаручава И., Хотяновского П.) «Мещане» (пьеса М. Горького) Ростовский Академический Молодежный Театр (бывший Ростовский ТЮЗ) (1968—1973) «Город на заре» по пьесе А. Арбузова «Эй ты, здравствуй» пьеса Г. Мамлина «Два товарища» по пьесе Войновича «Собака на сене» по пьесе Лопе Де Вега «А зори здесь тихие» по пьесе Б. Васильева «Апрель» по пьесе В. Осипова «Старший сын» А. Вампилова «Вишневый сад» В 1959 году семья Чиндяйкиных переехала на Украину, в город Ворошиловск (ныне Алчевск). Здесь прошла вторая половина детства Николая. Он любил учиться, особенно хорошо ему давался немецкий язык. Сказалось то, что родители свободно говорили на нем. Как и многие мальчишки, мечтал стать разведчиком или летчиком, а еще увлекался велосипедом, фотографией, радио, занимался большим теннисом, рисовал, писал стихи, играл на баяне и на трубе. После сельской жизни он попал как бы в новый мир, поэтому все хотелось попробовать, все успеть. Однажды к ним в школу наведался человек и пригласил ребят в театральный кружок Дома культуры «Химик». С первых же занятий Николаю так понравилось, что он стал посещать его каждый день. За это во дворе его прозвали Артистом. Стоит заметить, что во дворе Николая уважали. Он запросто общался с местной шпаной, возглавляемой авторитетом Чапаенком. Мог с ними посидеть, поболтать, а затем бежал в театральный кружок. Как-то раз они всей компанией даже пришли на его спектакль. Николай Дмитриевич рассказывает: «Я играл главную роль и по сценарию должен был целоваться с девушкой. Когда подошла критическая сцена, в зале поднялся гудеж, пацаны стали кричать: Коля, давай! Давай!» Одно время Николай увлекся модной тогда группой «Beatles». Слушал музыку, отрастил волосы до плеч… А потом пошла волна борьбы с «битлами». Николая вызвали в кабинет директора и постригли наголо. После этого случая Николай получил прозвище «Лысый». И сколько бы он потом ни отпускал волосы, избавиться от прозвища не мог. Кто бы тогда знал, насколько это прозвище окажется пророческим… «Сынок, а что такое внешние данные?» Занятия в драмкружке утвердили Николая в желании стать актером. Родители были далеки от искусства, отец в то время работал механиком, а мама - санитаркой в больнице. Их, конечно же, всерьез беспокоило увлечение сына. Однажды отец посетил его театрального руководителя Надежду Леонтьевну Горошенко. Возвратившись домой, он рассказал жене: «Такая приятная, интеллигентная женщина. Про Колю хорошо отзывается. Говорит, у него есть дарование и внешние данные». А потом, повернувшись к Николаю, спросил: «Сынок, а что такое внешние данные?» Желание стать актером было таким сильным, что Николай Чиндяйкин не стал оканчивать одиннадцатый класс, а купил себе на заработанные деньги туфли, брюки, клетчатую рубашку и в 1964 году рванул в Ростов-на-Дону. Там он с первого раза поступил в Ростовское театральное училище. Ростов-на-Дону Уже на первом курсе произошло событие, которое могло поставить крест не только на театральной карьере Николая, но и вообще на его жизни. Вместе с ребятами он собрался поехать в Артек поработать пионервожатыми. Нужны были справки из поликлиники. Всем выдали, а ему сказали: «Надо срочно ложиться в больницу». Врачи обнаружили у юноши серьезную, прогрессирующую болезнь почек – нефрит. Полгода он пролежал в больнице, но ситуация не менялась. И тогда родители узнали, что в Туркмении существует уникальный санаторий Байрам Али, единственный в СССР, где даже климат помогает лечить почки. Попасть туда было почти нереально. Но отец обивал пороги профсоюзов, писал письма чуть ли не в правительство и, в конце концов, добился путевки. «Это место стало для меня вторым домом, - вспоминает Николай Дмитриевич, - я ездил в Туркмению каждое лето». В училище свою болезнь Николай старался скрывать. Знали об этом немногие, в том числе его однокурсница Наталья. Однако это не помешало ей полюбить Николая, выйти на четвертом курсе за него замуж и родить дочку Настеньку. В 1968 году Николай Чиндяйкин окончил училище и поступил Ростовский ТЮЗ. Здесь он проработал пять лет. Играл в спектаклях: «Город на заре» (по пьесе А. Арбузова), «Эй ты, здравствуй» (пьеса Г. Мамлина), «Два товарища» (по пьесе Войновича), «Собака на сене», «А зори здесь тихие», «Апрель» (по пьесе В. Осипова), «Старший сын», «Вишневый сад». Так бывает в жизни, что через пять лет совместной жизни брак Николая и Натальи дал трещину. Супруги решили пожить отдельно. Как раз в это время Николая Чиндяйкина пригласили в очень известный Омский драматический театр. Николай оставил семью и отправился в Сибирь… Омск Все эти годы Николай Чиндяйкин жил с оглядкой на свою болезнь. Этого нельзя, того нельзя… Приехавши в Омск он решил: будь что будет, но начну новую жизнь! Коллектив его встретил радушно: усадили за стол, налили водки, которую он много лет из-за болезни не употреблял. Он вспоминает: «Я выпил. После этого был уверен, что на следующее утро умру или в лучшем случае окажусь в больнице. Но ничего не произошло, вернее - случилось чудо. Почки не отказали, продолжали нормально функционировать. А вскоре обследование показало, что у меня все в норме. Врачи не могли поверить своим глазам. Так не бывает, - говорили они». В Омске Николай Чиндяйкин повстречал свою давнюю знакомую Татьяну Ожигову, великолепную актрису и очень красивую женщину. Первые слова, которые он от нее услышал: «Ты наконец приехал». Через некоторое время они поженились. Николай Дмитриевич вспоминает: «Она была для меня всем - другом, женой, партнером по сцене. На нашей паре держался почти весь репертуар Омского театра». Это 21 веке Чиндяйкина назовут отцом русской мафии, а тогда он играл в великолепных классических спектаклях: «Любовь под вязами» (Ю. О’Нила), «Царь Борис» (А. Толстого), «Мещане» (М. Горького), «Бесприданница» (Н. Островского), «Орфей спускается в ад» (Т. Уильямса), «Двое на качелях» (У. Гибсона), «Ночи без звёзд» (Штейна), «Прошлым летом в Чулимске» (А. Вампилова), «Привидение» (Г. Ибсена) и других. Трагедия Николай Чиндяйкин всегда сам мечтал ставить спектакли. Видя его желание, Татьяна настояла на том, чтобы он поехал в Москву и поступил в ГИТИС на режиссерский факультет. Его педагогом стал знаменитый Анатолий Александрович Васильев. В 1987 году Николай Чиндяйкин закончил учебу. В Омск он возвращаться не стал, а остался работать режиссером, актёром и педагогом в «Школе драматического искусства» Анатолия Васильева. Спустя год режиссер Одесской киностудии Игорь Апасян предложил ему роль кока Магриджа в фильме «Морской волк» по Джеку Лондону. Стоит заметить, что до этого Николай Чиндяйкин не снимался в кино, и Апасяну пришлось буквально уговаривать актера: «Приедете с женой в Одессу, будете жить в гостинице, отдыхать на море». Конечно же, никакого отдыха не получилось. Чиндяйкин целыми днями пропадал в павильоне, и Татьяне приходилось одной сидеть в гостинице. И все-таки Чиндяйкин очень благодарен Апасяну за то, что тот открыл ему мир кинематографа. Съемки затянулись на два года. Татьяна не дождалась выхода фильма на экраны. Еще за год до трагической развязки врачи предупредили о неизбежном исходе, но Николай отказывался верить в это. На этот раз чуда не произошло… За границей Как он пережил смерть жены, знает, наверное, только сам Николай Дмитриевич. «Мне было не то, что жить - дышать тяжело», - признается он. Первым, кто поддержал Чиндяйкина в этот период, был его учитель Анатолий Васильев. Он загрузил его работой, и в течение нескольких лет Чиндяйкин вместе с театром Васильева, не переставая, гастролировал за границей. За рубежом Николаю Чиндяйкину довелось поработать немало. Гастроли, участие в международном проекте «Достоевский. «Бесы», совместная с Васильевым постановка в Германии оперы «Пиковая дама». В 1991 году Чиндяйкин стажировался в Италии у знаменитого мастера Ежи Гротовского, где приобрел неоценимый опыт и знания. Николай Дмитриевич вспоминает: «Гротовский считал, что тело актера - инструмент, который нужно уметь настроить. На всех его занятиях царила атмосфера священного действия. Все было регламентировано - как сесть, как встать, где оставить обувь. Я этими тренингами пользуюсь до сих пор. А попасть в школу действительно было непросто. Мне повезло, я единственный из российских актеров, кто занимался в центре Гротовского». При этом Николай Дмитриевич признается, что остаться жить за границей ему никогда не хотелось. «Я могу там только работать», - говорит он. Кино. Путь к славе Все эти годы Николай Чиндяйкин регулярно снимался в кино. Роли, как правило, были небольшие, однако актер, прошедший серьезную театральную школу, к каждой из них подходил серьезно. Так в сценарии фильма «Музыка для декабря» (1995) его герой, «новый русский» Самойлов, был прописан поверхностно, можно сказать примитивно. Актер доработал, развил образ, сыграв его таким, каким его прочувствовал. К середине 90-х относится и изменение имиджа актера. Именно тогда он приобрел свою знаменитую лысую голову. Он рассказывает: «Заметив первые признаки, я не стал, как многие мужчины, волноваться, комплексовать. Просто побрил голову и забыл об этом». А на вопрос, повлияло ли это на его работу в кино, он отвечает: «Да, причем резко. Мне стали предлагать гораздо больше ролей. Я вообще называю лысину своей кормилицей». Именно с такой внешностью Николай Чиндяйкин снялся в 1998 году в фильме Максима Пежемского «Мама, не горюй!», сыграв майора Алексея Ивановича. Актер вспоминает о той работе: «Мне нравилось работать, но были моменты, которые приводили меня в недоумение. Например, Максим Пежемский, снимавший фильм, выражал свое мнение и вместе с тем всю совокупность указаний об игре актеров одним словом: прикольно. «Как играть в таком-то эпизоде?: «Играй прикольно», - отвечал он». Видимо, слова режиссера дошли до актеров, поскольку картина действительно получилась, говоря его языком, «прикольная». Известный критик Артем Троицкий назвал этот фильм лучшей комедией конца XX века. Да что там говорить, многие фразы из фильма стали крылатыми, это ли не лучшее признание?! Милиционеры, бандиты… Успех фильма «Мама, не горюй!» принес Николаю Чиндяйкину популярность среди широких слоев зрителей, интерес со стороны режиссеров и фактически предопределил его дальнейшее амплуа. В последующие годы он сыграл немало ролей либо милиционеров, либо бандитов, как говорится – либо догонял, либо убегал. Среди его персонажей: полковник ФСБ Емельяныч в фильме «Львиная доля» и мафиози Эдуард Денисов в сериале «Каменская»- вице-директор Департамента полиции Пётр Иванович Рачковский в историческом сериале «Империя под ударом» и лидер исламских экстремистов Аль-Саид по кличке «Чалма» в сериале «Мужская работа»- следователь Лырченков в знаменитом боевике «Антикиллер» и бизнесмен, бывший криминальный авторитет Юрий Михайлович Панкратов в сериале «Бандитский Петербург»- майор Петр Антонович Волков в сериале «Час Волкова» и вор в законе Якут в сериале «Платина». Играя талантливо, достоверно, актер не раз получал упреки, мол, он нередко наделяет преступников человеческими чертами, придавая им привлекательность. Николая Чиндяйкин на это замечает: «Наверное, в этом есть какая-то доля правды. С другой стороны, я уверен, что, даже находясь по ту сторону закона, можно оставаться человеком. Блатные ведь тоже разные: один позволит себе обидеть девочку или отнять у старушки кошелек, а другой – нет». Как уже говорилось, смерть жены стала для Николая Чиндяйкина страшным ударом. Ни о каких других женщинах он и думать не мог, но жизнь идет, и к счастью Николая Дмитриевича вновь посетила любовь. Спустя три года после трагедии на курсе Васильева появилась новая студентка - Раса фон Торнау, молодая талантливая актриса, приехавшая в Москву из Вильнюса. Они познакомились, и поначалу просто дружески общались. «Так существовали довольно долго, пока я не убедился, что ничего другого и быть не может. Ведь жена - это уже какое-то другое понимание», - вспоминает Николай Дмитриевич. Спустя два года они поженились. Сегодня, говоря о своей половине, Николай Дмитриевич признается: «Раса - абсолютно моя жена. Именно мой человек. Не встреть я ее, никого другого бы не появилось». Дочь Николая Чиндяйкина Настя не пошла по его стопам: она стала экономистом. Настя вышла замуж за актера - Вадим Шанаурин. Супруги воспитывают сына Алешу. Все фильмы с участием Николай Чиндяйкин 1990 — Морской волк — Магридж 1992 — Маленький гигант большого секса 1992 — По прямой 1992 — Увидеть Париж и умереть — отец Люды 1994 — Немой свидетель 1995 — Дом 1995 — Музыка для декабря — Самойлов 1997 — Вино из одуванчиков (Россия, Украина) 1997 — Мама, не горюй — Алексей Иванович, майор 1998 — День полнолуния — Слава 1998 — Кто, если не мы 1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 — Прокурор 1999 — Женщин обижать не рекомендуется — Михаил, адвокат 1999 — Мама — сотрудник психбольницы 1999—2000 — Каменская — Эдуард Петрович Денисов, криминальный авторитет («Игра на чужом поле», «Убийца поневоле») 2000 — Империя под ударом — Пётр Иванович Рачковский, вице-директор Департамента полиции 2000 — Маросейка, 12. Ставок больше нет 2000 — Марш Турецкого (первый сезон) Серия «Опасное хобби» 2000 — Москва — Слива 2000 — Нежный возраст 2000-2001 — Чёрная комната (киноальманах) — Николай Иванович, банкир (Фильм «Бусидо») 2001 — Дальнобойщики - "Падре", авторитет 2001 — Клетка 2001 — Львиная доля — Емельяныч, полковник ФСБ 2001 — Московские окна 2001 — Под Полярной звездой 2001 — Я — кукла — Начальник лагеря 2001-2002 — Мужская работа — Аль-Саид 2002 — В движении — Митягин 2002 — Антикиллер - Ларченков 2002 — Дневник камикадзе — Максим Кривошеин 2002 — Каменская 2 — Эдуард Петрович Денисов, криминальный авторитет 2002 — Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя 2002 — |
Читайте: |
---|
КиноФакты
Брюс Дженнер решил изменить пол?Как сообщают зарубежные СМИ, Брюс Дженнер хочет удалить кадык. И для этого он уже успел встретиться с пластическим... |
Премия канала «MTV»Одна из самых забавных и демократичных церемоний, которая существует с 1992 года. Главное отличие от более «высоких» п... |
Красавица и чудовище 2014 |
Джулия Робертс готовится стать матерью в четвертый раз?Голливудская актриса Джулия Робертс породила вокруг себя слухи о вероятной беременности. Красотка вместе со своим... |